Необходимость проведения экспертиз технического состояния деталей и узлов механизмов и машин по заявлениям физических и юридических лиц чаще всего возникает в случаях:
- споров о качестве проведенного ремонта или технического обслуживания механизмов и машин;
- споров о качестве проданных деталей и узлов механизмов и машин между продавцом и покупателем;
- споры относительно качества механизмов и машин между продавцом и покупателем;
- споров о стоимости механизмов и машин на основании его текущего технического состояния, с учетом имеющихся неисправностей и недостатков;
- споров о техническом состоянии и исправности механизмов и машин при расторжении договора купли-продажи, договора аренды, лизинга;
- спорных ситуаций связанных с возмещением причиненного вреда (материального ущерба) механизмам и машинам;
- установления фактического технического состояния механизмов и машин для целей оценки его стоимости;
- спорных ситуаций при выплате страховых возмещений;
- установления технической неисправности, приведшей к возгоранию механизмов и машин;
- невозможности проведения первичной, повторной либо дополнительной судебной автотехнической экспертизы в рамках действующего административного, уголовного, гражданского либо хозяйственного процесса.
Объектами исследования являются машины и механизмы (бензопилы, бензотримеры, бензогазонокосилки, редукторы, газопоршневые и газотурбинные двигатели, промышленные установки, имеющие привод от двигателя внутреннего сгорания, квадроциклы, снегоходы, гидроциклы, моторные водные суда, строительные и специальные машины, военная техника, сельскохозяйственная техника, гусеничные тракторы и бульдозеры), их системы, узлы и детали, ремонтная, нормативно-техническая и технологическая документация, вещная и следовая обстановка места происшествия, материалы дела и вещественные доказательства, свидетельские показания, объяснения участников происшествия (дела), протоколы следственных экспериментов, информация зафиксированная на фотоснимках и видеозаписях, предоставляемых в распоряжение специалиста.
Задачи решаемые при проведении автотехнической экспертизы:
- исследование неисправностей и недостатков систем, узлов и деталей машин и механизмов;
- установление причин возникновения неисправностей систем, узлов и деталей машин и механизмов;
- установление момента возникновения неисправностей систем, узлов и деталей машин и механизмов;
- установление наличия возможности обнаружения неисправности машин и механизмов;
- определение причинной связи между обнаруженной неисправностью и событием происшествия (дела);
- техническая оценка обстоятельств, связанных с техническим состоянием машин или механизмов, которые способствовали или могли способствовать образованию неисправности.