Проведение судебных транспортно-трасологических экспертиз имеет место при расследовании уголовных дел, административных материалов и разнообразных споров сопряженных с фактом возникновения дорожно-транспортных происшествий и повреждений транспортных средств. Большая доля судебных транспортно-трасологических экспертиз приходится на дела связанные с добровольным страхованием транспортных средств, самоходных машин, оборудования и перевозимого груза, а также обязательным страхованием ответственности их владельцев.
Объектами исследования при проведении судебной транспортно-трасологической экспертизы являются транспортные средства, участвовавшие в дорожно-транспортном происшествии или в деле, их системы, узлы и детали, вещная и следовая обстановка места происшествия, материалы дела и вещественные доказательства, свидетельские показания, объяснения участников происшествия, протоколы следственных экспериментов, информация, зафиксированная на фотоснимках и видеозаписях, предоставляемых в распоряжение судебного эксперта.
Основные задачи решаемые при проведении данного вида судебной автотехнической экспертизы:
- установление механизма дорожно-транспортного происшествия;
- установление взаимного расположения транспортных средств относительно друг друга и дороги;
- установление места дорожно-транспортного происшествия;
- установление факта движения или неподвижного состояния транспортного средства при происшествии;
- установление частей транспортных средств, контактировавших между собой дорожно-транспортного происшествия и/или образовании механических повреждений;
- установление возможности образования повреждений в рамках рассматриваемого происшествия;
- установление места нахождения лиц участвовавших в дорожно-транспортном происшествии в салоне автомобиля (кто где сидел?).